История возникновения маркетинга. Ключевые концепции маркетинга
Маркетинг появился в то время, когда формировались рынок и коммерция. Самыми популярными формами маркетинговой деятельности являются реклама и установление цен на продукцию. Ими пользовались шумерские и древнеегипетские торговцы.
Причиной появления самых древних форм исследований стало разделение людей на различные социальные группы., которое является формой организации производства, когда изготовление продукции происходит с минимальными затратами, чтобы обменивать их с помощью купли-продажи.
Форма маркетинга, которая действует сейчас, возникла в конце 17–начале 18 столетия. Есть документы, указывающие, что ее родина – США, куда ее привезли английские колонисты.
Специалист по менеджменту П. Дракер утверждал, что исследования начали проводить на территории Японии. Для подтверждения своих слов упоминал о первом универсальном магазине. Его владелец во время работы принимал во внимание нужды клиентов и гарантировал качество продукции.
Как маркетинг развивался на территории США?
Маркетинг начал активно развиваться как наука и практика деловых отношений в 20 столетии. Она была широко распространена, на это указывает опубликование в 1901 году в Америке отчета Промышленной Комиссии по продажам сельхозпродукции. Он был первым маркетинговым исследованием во всем мире, содержащим рыночный анализ.
Тогда же начала развиваться наука: стали преподавать данный предмет в высших учебных заведениях США (Иллинойс, Мичиган, Беркли). Начали печататься научные труды.
Значимым этапом развития этой науки стало возникновение Национальной Ассоциации Маркетинга (1926 год). Позднее ее переименовали в Американскую Ассоциацию Маркетинга (АМА). Она стала базой для создания Американского общества маркетинга.
30-е годы 20 столетия ознаменовались первым изданием профессиональных журналов.
Когда наступил 1960 год, то опытные менеджеры провозгласили «эру маркетинга» – положение о ведении предпринимательской деятельности. Затем продолжилось быстрое развитие исследований:
• Некоммерческих фирм;
• Поведения покупателей;
• Отношений.
Как данная наука развивалась в нашей стране?
У нас в стране эта наука массовое распространение получила позже. В конце 19–начале 20 столетия бизнесмены активно применяли маркетинговые инструменты: рекламу в печатных изданиях и на стенах либо разновидности связей с общественностью, однако единой маркетинговой системы еще не было. Исследование и дальнейшее развитие науки в СССР тормозились, потому что были:
• Административно-командная система выполнения хозяйственной работы;
• Негативное мнение о данной науке.
В 1990 году был принять Закон о собственности, что повернуло российскую экономику к коммерциализации и активизировало проведение исследований.
Это доказывают некоторые факты:
• В заведениях высшего профессионального образования преподают данную дисциплину;
• Издается журнал с одноименным названием;
• Появилась российская ассоциация маркетинга (рам).
В результате становления российского маркетинга сегодня такой труд русских фирм и бизнесменов осуществляется без системы, с применением устаревших и неэффективных маркетинговых инструментов. Покупатели считают такую деятельность торговцев попыткой управления людьми и навязывания продукции.
Концепции становления науки
Когда происходил первый этап становления науки (последние годы 19 века – первые годы 20 века), маркетинг приобрел нынешнее значение.
Инструменты совершенствовались, что обуславливалось медленным переходом от повышения объема изготавливаемых товаров к высокой эффективности продаж. Таким образом, из-за необходимости организовать нормальную систему продаж, предприниматели стали внимательно относиться к изучению поведения покупателей и рыночных условий.
Когда настали 50-е годы 20 столетия экономика всего мира, восстановившись после войны, получила очередной виток развития. Активизировались деловые сообщества, а также расширилось понятие «маркетинга» с ориентированного внутрь фирмы до направленного на покупателей. Именно тогда первый раз стали говорить о рынке потребителей (рыночные условия со спецификой, направленной на превышение предложения над спросом).
Данный рисунок отражает главные маркетинговые концепции по периодам развития этой науки:
Сегодня профессионалы считают маркетинг основополагающим элементом работы каждой фирмы, который задает направление стратегии ее дальнейшего развития. Такое исследование стало философией современного предпринимательства.
Статьи на тему:
Виды маркетинговых исследований